logo
Маркетинг в деятельности старшей медицинской сестры стационара на примере отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов НИИ "ГРИППА"

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Как только появился рынок и товар, каждый продавец, заинтересованный в продаже своей продукции, прилагал массу усилий для продвижения товара, услуги - изучал потребности покупателей, занимался рекламой, менял ценовую политику. На примитивном уровне, методами маркетинга, подсознательно, пользовалось большинство торговце. Впервые, термин "маркетинг" появился в первых годах XX-го века в США. Существует около двух тысяч определений понятия маркетинг.

Маркетинг (англ. marketing, от market - рынок), система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка. Включает изучение и прогнозирование спроса, цен, организацию НИОКР по созданию новых видов продукции, рекламу, координацию внутрифирменного планирования и финансирования и д.р. [3, 693с.]

Маркетинг - единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли[9, 3с.].

Маркетинг - это рыночная концепция управления производственно-сбытовой деятельностью и научно-технической деятельностью предприятия[10, 39с.].

Примерно через два десятилетия после своего появления, термин "маркетинг" распространился и начал активно использоваться во многих странах мира. Таким образом, с момента признания маркетинга, как науки пошел сравнительно небольшой период времени - около ста лет. И, безусловно, затрагивая интересы огромного количества людей, маркетинг является общественной наукой.

Маркетинговая среда - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды

Маркетинг медицинский - комплекс мероприятий, направленный на изучение спроса, организацию, производство и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.

Понятие "медицинская услуга" является категорией гражданского права и является разновидностью услуг, оказываемых за плату. Понятие "медицинская помощь" является менее юридически и экономически определенным. Медицинская помощь может быть возмездной и представлять собой совокупность медицинских услуг, в совокупности формирующих то, что принято называть лечебно-диагностическим процессом. Правовой эквивалент этого типа экономических отношений называется "комплексная медицинская услуга" Медицинская помощь может быть (как любая помощь) безвозмездной. В современном здравоохранении, по мере его перехода от режима безальтернативной государственной благотворительности к системе гражданско-правовых договорных отношений внеэкономическое по своей сути понятие "медицинская помощь" все чаще заменяется гражданско-правовым "медицинская услуга" [7, 114с.].

Медицинскую услугу можно определить как "медицинскую деятельность разового или комплексного характера, регулируемую законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, направленную на охрану здоровья населения в виде профилактики заболеваний, их диагностики и лечения, имеющую самостоятельное законченное значение и определенную стоимость". Гражданско-правовое регулирование экономических отношений по оказанию услуг достигается с помощью различного рода обязательственных отношений. Выбор конкретного вида обязательства зависит от вида услуги. Так, экономические отношения по оказанию услуг от передачи товара регулируются обязательствами по передаче имущества в собственность (например, услуги по изготовлению ортопедической обуви и т.д.) [12,76 с.].

По видам - медицинская услуга может быть простой (так называемая неделимая услуга, например, диагностическая манипуляция) и комплексной (состоящей из нескольких простых услуг, отражающих весь технологический процесс лечения больного). Кроме того, различают стандартные и индивидуальные медицинские услуги (отличающиеся более широким спектром в области диагностики и лечения, индивидуальный прейскурант цен, учитывающий индивидуальность затрат) [11, 46-47с.].

Рынок медицинских услуг - это рынок, который удовлетворяет потребности людей в сохранении и улучшении здоровья. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирующие необходимый объем и соответствующий уровень качества. По условиям и месту оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования[1].

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. [1].

При системе рыночных отношений государственная политика направлена на формирование психологической установки, на здоровье как источник социально-экономического благополучия в условиях деловой конкуренции. Особая роль в этой связи могла бы быть отведена системе медицинского страхования, которое должно представлять собой не столько страхование на случай болезни, но более совершенную систему - страхование здоровья. Мировая практика показывает, что при страховании здоровья на лечение заболеваний необходимо направлять только половину средств, на профилактику потребуется до 30 проц. Финансовых ресурсов, а на реабилитацию - 20 проц. Тем самым удастся достичь одной из главных целей страхования здоровья - снижения заболеваемости и укрепления здоровья населения.

Таким образом, в качестве социальной категории здоровье можно рассматривать как конечный результат политики государства, направленной на создание условий для граждан, при которых они станут относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, основе сохранения и совершенствования трудового потенциала.

В условиях построения правового государства, развития цивилизованных рыночных отношений и обеспечения высокого качества медицинской помощи необходимо решение целого ряда задач, связанных как с социально-экономической деятельностью здравоохранения, так и с совершенствованием правовой базы в сфере здравоохранения, приведением ее в соответствие с гражданским законодательством. Переход отечественного здравоохранения к бюджетно-страховой модели финансирования медицинской помощи направлен на решение главной задачи реформы здравоохранения - повышение качества оказываемых населению лечебно-диагностических услуг. Активное использование маркетинговых технологий на практике, непосредственно на местах, является тем инструментом, который позволяет эффективно решать поставленные задачи руководителям всех уровней.