logo
Логистическая политика компании "Доммаксплюс"

3.2 Закупочная деятельность

Коммерческая деятельность в торговле основана на закупочной работе: предприниматели на собственные денежные средства закупают товар, который затем преобразуют в денежные средства с некоторым приращением (прибылью).

Коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров в целях последующей их продажи.

Основная задача закупочной работы - выгодное приобретение товара в целях удовлетворения потребительского спроса. Закупочная работа является одной из наиболее ответственных функций предприятия. Правильно организованные оптовые закупки позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.

Закупочная деятельность для предприятий торговли играет очень важную роль, так как необходимо грамотно выстроенные пути доставки товаров с целью минимизации издержек и наличия запасов на складах, а также позволяет сформировать необходимый торговый ассортимент и осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями потребительского спроса.

В коммерческой деятельности в ходе закупки организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг, выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков.

Процесс закупки включает в себя:

- приобретение потребительских товаров;

- организацию перемещения приобретенных товаров;

- организацию смены собственника и места размещения;

- сбор, анализ и передачу информации различным подразделениям торгового предприятия (бухгалтерии, отделу сбыта, транспортному отделу).

Закупочная работа дает возможность сформировать оптимальный ассортимент товаров торговых предприятий, воздействовать на производителей товаров. Именно закупки обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения.

Различают запасы:

- запасы под регулярные продажи;

- запасы под активности;

- сезонные запасы.

Запасы под регулярные продажи являются основными и предназначены для обеспечения повседневной бесперебойной торговли.Запасы товаров под регулярные продажи постоянно и равномерно пополняются.

Запасы под активности образуются под планируемые отделом маркетинга активности, под определенных клиентов. Запасы под активности формируются к моменту старта активностей и должны полностью реализовываться в течение акционного периода.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование обусловлено сезонностью спроса на определенные категории товаров.

Оценку фактических размеров товарных запасов с установленными нормативами как в сумме, так и в днях оборота, для чего используют следующую модель:

ТЗ (раб.дней) = ТЗ / (ТО/ Дн),

где ТЗ (раб.дней) - товарные запасы, раб. дней;

ТЗ - величина товарных запасов на текущую дату, руб.;

ТО - продажи за анализируемый период, млн. руб.;

Дн - количество раб.дней в анализируемом периоде.

Оценка общих запасов товара на складе производится на еженедельной и ежемесячной основе.

Каждое 1-е число месяца производится АВС - анализ товарного ассортимента, а также оценивается структура товарного запаса в разрезе каждого поставщика на соотношение запасов по группам А, В, С. Ассортимент анализируется по двум параметрам: объем отгруженного товара в денежном выражении и объем отгруженного товара в количественном выражении.

Оценка запаса и необходимости размещения заказа производится специалистами отдела закупок на ежедневной основе. При расчете заказа используются следующее данные:

- установленный ЦТЗ в раб.днях по конкретному поставщику измеряемый;

- статистика продаж по заказываемым товарам или их аналогам;

- текущие остатки;

- товары находящиеся в пути;

- маркетинговые активности;

- специфические условия работы с конкретным поставщиком (срок поставки, паллетная/не паллетная загрузка, минимальный объем заказа и пр., условия оплаты).

- АВС анализ.

Заказ рассчитывается по каждой номенклатурной позиции. Формула заказа по конкретной номенклатурной позиции на конкретную дату может быть выражена следующим образом:

Qз = ЦТЗ* СрП - (Qтек + ТвП - СрП*t) + Qа (*при наличие маркетинговых активностей),

где: Qз - объем заказа в уп.;

Qтек - объем остатков на текущую дату, уп;

Qа - планируемый объем продаж под маркетинговые активности. Рассчитывается отделом маркетинга.

ЦТЗ - установленный норматив запаса, раб.дни;

t - время с момента размещения заказа до момента прихода товара на склад. СрП - ср. продажа в день, полученная по накопленной статистике или (для новых товаров) по прогнозам маркетингового отдела, уп.;

ТвП - товар в пути (ранее заказанный, но еще не оприходованный), уп;

Полученный заказ корректируется на кратность паллет, вместимость транспортного средства и др. специфические условия работы с конкретным поставщиком. Корректировка заказа происходит с учетом ABC анализа.[3, с.24]