logo
Конкуренция и конкурентоспособность услуг

2. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг на современном этапе

Конец ХХ - начало ХХІ в. характеризуются увеличением роли и обострением конкуренции в сфере услуг. От уровня конкурентоспособности данной сферы зависит рост экономики, повышение значимости страны на мировых рынках, уровень жизни населения, характер и структура потребления. До середины 90-х гг. прошлого века в Украине не уделялось достаточного внимания развитию предприятий сферы услуг и их конкурентоспособности. Процесс реформирования и реструктуризации экономики, а также участие Украины в глобализационных процессах позволили изменить сложившееся положение. [4]

Современные предприятия сферы услуг все больше сталкиваются с возрастающими потребительскими требованиями, являющимися результатом усиления конкурентной борьбы, укрепления позиций конкурентов на данном сегменте рынка, углубления дифференциации платежеспособного спроса, сокращения сроков внедрения инновационных разработок, изменения отраслевых границ и профилей деятельности.[3] Отсюда следует, что конкуренция выдвигает ряд условий, при которых предприятия сферы услуг должны все более оперативно и высокопрофессионально проводить свою деятельность в соответствии с новыми условиями и требованиями на основе организационных, технологических, социальных и управленческих инноваций.

О.А. Зайнчуковская предлагает рассматривать конкурентоспособность сферы услуг как философию работы в условиях рынка, ориентированную на понимание нужд потребителя и тенденции их развития, знание состояния и тенденций развития рынка в определённый момент времени с учётом условий развития непосредственно этого рынка. При этом исследования рынков услуг однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на одну треть связано с показателями качества как доминирующего условия конкурентоспособности. В большей степени конкурентоспособность связана со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования услуги, а также условиями, в которых функционирует предприятие сферы услуг. [4]

Также конкурентоспособность предприятий сферы услуг определяется уровнем организационной и государственной поддержки, зависит от возможностей экономики в целом и эффективного использования ряда условий как причин конкурентоспособности, среди которых выделяют длительность нахождения на рынке, количество посредников, рыночную новизну и актуальность производства услуг, обеспеченность сферы услуг факторными ресурсами и т.д. Для анализа предлагается выделить три, наиболее актуальных для предприятий сферы услуг Украины условия, обеспечивающих конкурентоспособность [15]:

1) Обеспечение сферы услуг факторными ресурсами конкурентоспособности и эффективность их использования с учётом влияния внешней среды;

2) Наличие взаимосвязанных и взаимодополняющих отраслей и инфраструктуры, ведущее к новым комбинациям ресурсов;

3) Сбалансированная кредитно-финансовая и инвестиционная политика (% за кредиты, направленность инвестиций на проекты по выпуску и предоставлению конкурентоспособных товаров и услуг), сбалансированная протекционистская политика на локальном уровне (налоговые льготы, условия пользования земельными ресурсами), а также другие формы стимулирования повышения качества и конкурентоспособности предприятий сферы услуг (учреждение премий и проведение ежегодных конкурсов на соискание этих премий, организация системы подготовки кадров, специалистов высокой квалификации с получением международных сертификатов).

Существенным условием обеспечения уровня конкурентоспособности сферы услуг выступает конкурентная среда. На рисунке 2.1 приведена динамика рейтинга конкурентоспособности сферы экономики и сферы услуг Украины, рассчитываемого по показателям привлекательности страны для ведения бизнеса и привлечения иностранного капитала, размера рынка, уровня развития инфраструктуры, эффективности рынка товаров и услуг, рынка труда и финансового рынка и т.д. индексов Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).[18] Колебания конкурентоспособности экономики в целом и сферы услуг в частности между 70 и 90 местами свидетельствуют о неблагоприятном климате внутри страны для развития предприятий сферы услуг и повышения их конкурентоспособности на мировом уровне.

Рис. 2.1 - Динамика рейтинга конкурентоспособности рынка товаров и услуг Украины

Согласно опросу руководителей бизнеса, украинская система образования не обеспечивает рост конкурентоспособности регионов страны, несмотря на ее относительно высокие количественные показатели. Так, Украина входит в первую двадцатку рейтинга глобальной конкурентоспособности ВЭФ по индексу охвата высшим и средним образованием. По относительному количеству учащихся в высших учебных заведениях (79,4%) страна занимает 8-е место среди 142 стран. Однако, по общему баллу составляющей «Высшее образование и профессиональная подготовка» Украина находится на более низкой, 51-й позиции. Причина - низкое качество образования и обучения уже на рабочем месте. Эти факторы с каждым годом понижают общую оценку страны. Еще четыре года назад по качеству высшего образования Украина занимала 55-е место, а по обучению на рабочем месте - 83-е. Сейчас - 72-е и 103-е соответственно. При этом в течение последних трех лет значение индекса качества высшего образования Украины росло. Следовательно, страна проигрывает другим странам не в абсолютных показателях, а в темпах их улучшения.[19]

Проблема низкого качества транспортной инфраструктуры Украины присутствует во всех ее составляющих. Ситуация осложняется недостаточным взаимодействием между различными отраслями транспортного сектора, низким притоком инвестиций, устаревшей системой регулирования и высокой степенью износа основных фондов.

Экономический кризис конца 2008 - начала 2009 гг. привел к существенному спаду экономики. Ввиду этого, существующей инфраструктуры оказалось достаточно для удовлетворения текущих потребностей. Это выражено в недостаточно критических оценках её как проблемного фактора, особенно в тех секторах, где спад был наибольшим. Одновременно кризис сдерживал рост спроса на транспортные услуги, что привело даже к незначительному улучшению (в баллах) оценок качества инфраструктуры. Впрочем, такое улучшение преждевременно называть устойчивым, ведь весьма низкими остаются оценки для автодорог, нет улучшения в оценках портовой инфраструктуры.

С начала 2010 года в экономике и, как следствие, в секторе транспорта, начался процесс восстановления. Прирост по перевозкам и грузообороту для всех видов наземного и водного транспорта в 2010 году находился в интервале 11-14%, что превышало даже темпы роста ВВП. Постепенный выход мировой экономики из рецессии создает не только условия для восстановительного роста украинской экономики, но и дополнительный спрос на транзит. В связи с этим, требования к транспортной инфраструктуре Украины возрастают.

В целом развитие сектора сдерживается неэффективным регулированием и отсутствием действенных регуляторов для транспортных отраслей, что в итоге сказывается на качестве транспортных услуг. Согласно опросу, 48% представителей руководства в транспортном и коммуникационном секторах выделили нестабильность государственной политики, а 31% - неэффективную госбюрократию, в числе основных проблематичных факторов для ведения бизнеса. [19]

В 2011 году Фонд «Эффективное управление» совместно с Всемирным экономическим форумом впервые провели исследование конкурентоспособности всех регионов Украины - 24 областей, АР Крым, а также Киева и Севастополя (рис. 2.2). Полученные результаты дают возможность комплексно проанализировать слабые и сильные стороны каждого региона, а также их совокупное влияние на позицию Украины в глобальном индексе конкурентоспособности. В 2011 году также была усовершенствована выборка опроса руководителей предприятий, что позволило увидеть особенности оценки конкурентоспособности регионов в отраслевом разрезе.

Рис. 2.2 - Рейтинг конкурентоспособности по областям Украины в 2011 году

Индекс конкурентоспособности регионов Украины за 2011 год был рассчитан на основе статистических данных за 2009-2010 годы, а опрос руководителей предприятий проводился в течение периода: осень 2010 - весна 2011 года. Таким образом, оценка экономической ситуации бизнесом и данные статистики охватывают период восстановления украинской экономики после кризиса, до недавних макроэкономических событий - обострение финансового кризиса в европейских странах (зона «евро») и ожидание возможного дефолта в США.

Топ-пятерка регионов по индексу конкурентоспособности в 2011 году выглядит следующим образом: Киев, Днепропетровская, Харьковская, Киевская и Донецкая области. В группе отстающих оказались Житомирская, Тернопольская, Черниговская, Кировоградская и Херсонская области. [19]

Результаты исследования конкурентоспособности показывают, что главными конкурентными преимуществами регионов Украины являются качественное здравоохранение и начальное образование, высшее образование и эффективный рынок труда. Во многом итоговые высокие баллы по данным составляющим были получены из-за высоких статистических показателей, например, по уровню охвата населения образованием.

Разброс между самым низким и высоким результатом регионов достаточно значителен. Так, итоговые баллы Киева и Херсонской области соответствуют 62-й (Иран) и 117-й (Малави) позициям в глобальном индексе конкурентоспособности. Региональные различия в Украине наиболее велики по технологической готовности, размеру рынка и уровню развития инфраструктуры. Существенные разрывы снижают потенциал повышения конкурентоспособности, поскольку регионы-аутсайдеры являются «узким местом» («bottlenecks») для развития всей страны. Наименьший разброс баллов был зафиксирован по уровню эффективности рынка труда и товаров, а также здравоохранения и начального образования. [19]

АР Крым занимает 8-е место в Украине по количеству населения и 11-е по вкладу в ВВП страны. В области живет около 4,3% населения и производится 3,0% ВВП. В расчете на душу населения валовой региональный продукт региона на 30% меньше среднеукраинского показателя и в 2009 году составил 13 933 грн.

В 2011 году Автономная республика Крым заняла 22-е место в рейтинге конкурентоспособности регионов Украины. Ее совокупный индекс составил 3,77, что на 0,10 балла меньше среднего показателя по регионам страны. [19]

Город Севастополь самый маленький регион в Украине как по количеству населения, так и по вкладу в ВВП. В городе живет 0,83% населения Украины и производится 0,71% ВВП страны. В расчете на душу населения валовой региональный продукт города составляет 86% среднеукраинского показателя (16 966 грн в 2009 году).

В этом году индекс конкурентоспособности города Севастополя рассчитывался впервые. Город получил 3,96 балла и занял 7-е место в рейтинге конкурентоспособности. Его совокупный индекс на 0,09 балла превысил средний показатель по регионам.

Наилучшие результаты Севастополь продемонстрировал по составляющим «здравоохранение и начальное образование», где город занял первое место среди 27-и регионов страны, «инфраструктура» (2-е место), и «высшее образование и профессиональная подготовка» (3-е место).

Лидерство города Севастополя по здравоохранению и начальному образованию объясняется высокими показателями качества и охвата начального образования в городе. Севастополь занял 1-е место в стране по первому показателю и 5-е - по второму в региональном рейтинге конкурентоспособности. В международном сравнении эти показатели тоже достаточно высоки. Охват начальным образованием в городе соответствует 39-й позиции в глобальном рейтинге, а оценка качества образования - 45-й.

Хорошие результаты по составляющей «инфраструктура» город достиг за счет высоких оценок качества транспортной инфраструктуры и охвата телекоммуникационными услугами. Руководители предприятий высоко оценили качество дорог (2-е место) и портовой инфраструктуры (2-е) города. Качество железнодорожной инфраструктуры тоже оценено сравнительно высоко (9-е место). По плотности телефонных линий и числу абонентов мобильной связи Севастополь занял 4-e и 3-е места соответственно.

Севастополь вошел в четверку лидеров по всем кроме одного показателям составляющей «высшее образование и профессиональная подготовка». Город лидирует по охвату средним образованием и качеству преподавания математики и естественных наук, занимает 2-е места по оценкам качества бизнес-школ, доступу в Интернет в школах и политики повышении квалификации персонала. Однако в международном сравнении эти показатели не так высоки, например оценка качества бизнес-школ соответствует 115-ой позиции из 142 стран, а оценка повышения квалификации персонала - 109-й. По охвату высшим образованием Севастополь занял относительно низкое место среди других регионов Украины - 9-е. [19]

Среди факторов, негативно влияющих на развитие конкурентоспособности в Украине, ВЭФ выделил налоговую политику (16%), коррупцию (15%) и нестабильную государственную политику (12%) (рисунок 2.3) При этом такие факторы как низкая трудовая этика работников сферы услуг (1%), валютное регулирование (1%), плохое здоровье населения (2%) имеют незначительный вес. Это говорит о том, что, оценивая конкурентоспособность предприятий сферы услуг АРК, речь идёт о факторно-ориентированной конкуренции, а не о конкуренции, направленной на качество и инновационный подход. Причиной того, что качество не является основным фактором конкурентоспособности предприятий сферы услуг АРК, выступает низкий уровень ВВП на душу населения в сравнении с развитыми странами мира и более прогрессивными областями Украины, а также нестабильность и непоследовательность проводимой государственной политики. [19]

Таким образом, уровень развития сферы услуг и конкурентоспособности предприятий этой сферы в Украине можно оценить как достаточно низкий. При этом имеющийся ресурсный потенциал, геополитическое положение, рост объёмов экспорта услуг, рост иностранных инвестиций в развитие и функционирование предприятий сферы услуг свидетельствуют о возможности повышения уровня конкурентоспособности предприятий сферы услуг в будущем.

В общем виде политика обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг как линия поведения, которой должен придерживаться хозяйствующий субъект сферы услуг в определенных экономических ситуациях при одновременном достижении своих собственных локальных целей, должна проводиться в соответствии с требованиями социально-экономического развития при соблюдении норм общечеловеческой морали и культуры, а также требованиями экологической безопасности, эргономики и эстетики.

Рис. 2.3 - Факторы, негативно влияющие на развитие конкурентоспособности в Украине по данным ВЭФ

Разработка комплекса мероприятий обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг должна основываться на следующих принципах: точности назначения; функциональной эффективности и безопасности; адекватности, достаточности, оптимальности, экономичности, прогрессивности.