logo
Анализ закупочной деятельности торгового предприятия

2.4 Эффективность закупочной работы на предприятии

Анализ отчетных данных об обеспеченности предприятия товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента - товарных запасов является необходимостью, начальным этапом планирования потребности предприятия в товарных ресурсах. Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для предприятий торговли, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов для обеспечения бесперебойной продажи в случае несоблюдения сроков поставки и ее неравномерности.

Затраты на закупку материальных ресурсов занимают наибольшую долю в расходах предприятия. Уровень этих затрат может быть снижен, если будут созданы предпосылки сокращения объема закупок, а также ускорения оборачиваемости запасов. Совершенствование управления запасами, контроля за их уровнем дает значительную экономию.

Поэтому анализ закупочной коммерческой деятельности предприятия должен быть направлен на выявление в этой сфере излишних затрат и путей ускорения оборачиваемости запасов. Вместе с тем следует отметить, что сокращение материальных затрат не является самоцелью, а должно быть направлено на повышение уровня доходности. В соответствии с этим анализ закупочной коммерческой деятельности на предприятии должен состоять из анализа:

-качества определения потребности в товарных ресурсах;

-выполнение договорных обязательств поставщиками;

-затраты на закупку товарных ресурсов;

-использование товарных запасов.

Анализ качества определения потребности в товарных ресурсах включает следующие аспекты:

-полноту определения товарной потребности;

-учет внутренних резервов товарных запасов;

-анализ показателей состояния нормирования товарных запасов.

Потребность в товарных запасах на предприятии рассчитывается по следующим направлениям:

-на производственные цели;

-на ремонтно-эксплуатационные нужды;

-на образование товарных запасов.

Полнота определения потребности в товарах означает: во-первых, учет потребления товаров; во-вторых, точность расчета по нормам, ибо и превышение, и занижение потребности приводит к ухудшению экономических и финансовых показателей предприятия.

При определении потребности необходимо учитывать внутренние резервы товарных запасов, имеющихся на предприятии. К внутренним резервам предприятия относятся: ожидаемые остатки товаров на начало планируемого периода.

Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности выбирает стабильных и надежных поставщиков. Поэтому весьма важной частью анализа закупочной коммерческой деятельности является анализ выполнения договорных обязательств поставщиками и на этой основе выявление действительных возможностей каждого поставщика.

Этот анализ целесообразно проводить по следующим направлениям:

-общий анализ выполнения договоров на поставку продукции;

-анализ выполнения договоров поставки в разрезе отдельных поставщиков и сроков поставки.

Для выявления причин невыполнения договоров поставки следует проанализировать поставки продукции в разрезе отдельных поставщиков и сроков. Для этого необходима информация о поставщиках, с которыми заключены договоры на поставку, а также данные о сроках поступления товара на предприятие.

Анализ на закупку товаров включает два аспекта.

Общий анализ затрат на закупку товаров.

Анализ факторов, выполняющих на отклонение фактических затрат на закупку каждого товара от запланированного объема.

Объем закупки материальных ресурсов определяется многими условиями рынка, производства и сбыта: конъюнктурой товарных рынков, конкуренцией на рынке, организацией сбыта продукции, номенклатурой необходимых товаров.

В настоящее время в мировой практике известны следующие разновидности закупок товаров:

-разовые закупки при возникновении потребности;

-закупки, ориентированные на создание запасов;

-закупки, синхронизированные с расходом товаров.

В современном обществе процессы происходят непрерывно и не совпадают во времени и пространстве. Поэтому в процессе продажи товаров образуются товарные запасы. Объективная необходимость создания запасов обусловлена требованиями удовлетворения потребностей в непредвиденных ситуациях. При увеличении спроса на продукцию на рынке под воздействием различных факторов и снижении предложения равновесия спроса и предложения можно достичь только с помощью запасов. Запасы находятся в постоянном движении и обновлении. В течение определенного времени товары пребывают в запасах, пока их не заменят на новые партии.

Для предприятий, фирм и компаний невыгодно иметь на своих складах излишнее или недостаточное количество запасов. В первом случае запасы связывают капитал компании, поэтому замедляется его оборачиваемость. Увеличение запасов ведет к росту потребности в складских площадях, погрузо-разгрузочном оборудовании, рабочей силе, и как следствие, к увеличению затрат на хранение запасов. Во втором случае могут быть недополучена прибыль и нанесен ущерб имиджу фирмы.

Улучшению использования запасов в значительной степени способствует их регулярный анализ. Анализ использования запасов осуществляется с помощью следующих показателей:

-оборачиваемость запасов (коэффициент оборачиваемости);

-срок хранения запасов (продолжительность оборота запасов в сутках).