2. Функции управления
В данном случае выбор функций управления основан на процессном подходе. Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.
Наиболее употребимы функции этого подхода:
q Планирование - определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации. Планированию предшествует прогнозирование - анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций.
q Организация и регулирование - создание конкретной структуры организации, обоснование параметров деятельности, определение совокупности прав, полномочий, ответственности.
q Мотивация - побуждение сотрудников к работе для выполнения целей организации Мотивация рассматривает все методы - от принуждения до самодеятельности, когда само выполнение работы является ценностью.
q Контроль - процесс сравнения реальной деятельности организации с планируемой. Включает установление критериев для достижения целей, решение задач, определенных в планах; измерение и оценку фактических результатов, сопоставление их с плановыми заданиями. Наконец, анализ отклонений, выявленных в процессе контроля, принятие мер на их устранение.
Также в менеджменте известны ряд других подходов:
- Системный подход является интеграцией всех подходов и концепций и способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Использование теории систем позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход - это не набор методик и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
- Ситуационный подход. Основой такого подхода является прямое приложение научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Он базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. На этой основе выделяются различные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри их. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами как самой организации, так и ее окружения. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации. Это требует создания неоклассической теории, когда оперируют не отдельными параметрами, характеристиками, а конкретными многомерными ситуациями.
- Комплексный подход. При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. К сожалению, на практике редко выполняется это требование.
- Интеграционный подход. В этом подходе основным являются взаимосвязи, их исследование и усиление. Связи рассматриваются между:
q стадиями жизненного цикла объекта управления;
q отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
q уровнями управления по вертикали;
q субъектами управления по горизонтали.
Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усиливать взаимозависимость отдельных компонент системы управления.
- Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Основной идеей подхода является логическое продолжение мысли о приспосабливаемости организации к внешней среде (см. системный подход). Конкретная практическая реализация маркетингового подхода состоит в проведении подробных рыночных исследований, выборе на их основе целевых рынков и обеспечении на этих рынках сбыта продукции или услуг более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Из-за огромной практической значимости и влияния на все аспекты деятельности организации маркетинговый подход выделили в отдельную прикладную научную дисциплину «Маркетинг».
- Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем важнейшим элементам:
q целевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства и т.п.);
q функциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля и пр.).
q обеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения стоящих перед ними задач и т.п.).
Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.
3. Планирование
Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.
- 1. Характеристика фирмы.
- 1.1. Название фирмы и его обоснование.
- 1.2. Форма организации фирмы.
- 1.3. Вид хозяйственной деятельности фирмы.
- 1.4. Продолжительность работы фирмы на рынке.
- 1.5. Ассортимент оказываемых услуг.
- 1.6. Важнейшие фирмы-конкуренты.
- 1.7. Численность работников.
- 1.8. Структура организации.
- 2. Функции управления
- 3.1. Миссия организации и стратегическое видение.
- 3.2. Цели организации.
- 4. Организация взаимодействия и полномочия
- 4.1. Построение структуры организации
- 4.2. Делегирование полномочий
- Выводы и предложения
- 4. Финансовый анализ деятельности фирмы
- Исследование деятельности фирмы
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 2.6. Анализ деятельности фирмы
- Тема 34. Финансово-хозяйственный анализ деятельности фирмы
- Тема 9. Экономический анализ деятельности предприятия (фирмы)
- III. Анализ характеристик деятельности фирмы
- 13.1.3. Методика анализа хозяйственной деятельности фирмы
- 2.1. Анализ деятельности фирмы