Анализ деятельности торговой сети "Магнит"

дипломная работа

1.2 Роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий

Государственное регулирование торговли выражается в создании экономических условий для ее развития, а также в законодательных нормах и предписаниях, контролирующих экономическую деятельность организаций торговли. Система регулирования торговли на государственном уровне призвана способствовать повышению эффективности торговли, создавать условия для активизации ее деятельности; на уровне предприятия - реализовывать оптимальную систему мер по повышению его экономической и социальной эффективности.

Основными принципами регулирования торговли в Российской Федерации являются:

- обоснованность и объективность применения мер регулирования торговли в Российской Федерации, гармонизация механизмов регулирования с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами;

- исключение неоправданного вмешательства государства в регулирование торговли;

- защита рынка в Российской Федерации от некачественных и фальсифицированных товаров; контроль за качеством торгового обслуживания;

- защита прав и законных интересов граждан, в том числе путем реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения;

- обеспечение свободного перемещения товаров и услуг потребительского назначения на территории Российской Федерации.

Одним из основных документов, предусматривающих регулирование торговой деятельности, является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2010 года [10]. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности [10]. Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Конкретными целями регулирования торговли являются [4, с. 308]:

- становление рыночных отношений в сфере торговли;

- формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге,

- обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 [12] (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики [43, с. 119].

Составляющими организационной функции являются также:

- усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;

- создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования [3, с. 120]. В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и другие программы.

Важным аспектом государственного регулирования торговли является контроль за качеством торгового обслуживания, которое определяется или как минимальное время, затраченное на приобретение товаров, и комфорт обслуживания, или как целый комплекс торгового обслуживания от формирования потребностей на изделия до окончательной подготовки его потребителю.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» [16], содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Государственное регулирование осуществляется с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком.

Также немало важной формой государственного регулирования сферы торговли является - лицензирование торговой деятельности. Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6]. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю: вооружением и военной техникой; оружием и основными частями огнестрельного оружия; патронами к оружию. Следует иметь в виду, что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность, а также деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Также наряду с лицензированием применяется квотирование торговой деятельности, которое осуществляется при помощи введения квот - ограничений в стоимостном или физическом выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени.

Таким образом, государство владеет действенными механизмами влияния и регулирования торговли, тем самым обеспечивая нормальное развитие рыночных отношений в государстве.

Делись добром ;)