logo
PR в современном бизнесе

1. Понятие службы по связям с общественностью в коммерческих структурах и ее назначение

Когда-то, 10 лет назад, на заре PR в России, первыми его практическую ценность почувствовали политики, которые начали активно пользоваться неведомой доселе наукой. Поэтому в сознании многих PR прочно связан именно с политикой.

Но наука эта не стояла на месте, завоевывая все новые и новые сферы применения. Наконец дошла очередь и до бизнеса. Оказалось, что решать свои бизнес-задачи можно не только старыми методами, но и силами паблик рилейшнз. Хотя понимание со стороны бизнес-элиты этих возможностей появилось только сейчас. До сих пор все ограничивалось штатом департамента по связям с общественностью, основной задачей которого была рассылка пресс-релизов и ответы на звонки, попадающие не по адресу.

Связи с общественностью важны для любой коммерческой структуры.

Во-первых, уровень минимальной PR-достаточности в коммерческой структуре определяется наличием должности менеджера но рекламе, реализующего наряду е рекламной и PR-функцию.

Во-вторых, в любой коммерческой структуре присутствует осознанная необходимость осуществления лоббистской функции. Следовательно, возникает должность менеджера по связям е государственными (в других случаях -- с государственными и общественными) организациями, от которого требуется постоянная работа по установлению и поддержанию соответствующих позитивных контактов.

В-третьих, крупные коммерческие фирмы озабочены построением внутрифирменных (корпоративных) связей с общественностью и е этой целью вводят должности менеджеров но персоналу либо им подобные, С этой должностью в крупных фирмах зачастую тесно соседствует еще одна --- координатора обучения (координатора тренинговых программ).

В PR-подразделении коммерческой структуры чаще присутствуют социологи или даже целые исследовательские группы. То же можно сказать о специалистах в области индивидуальной и групповой психологии. Не слишком часто, но все же встречаются менеджеры, специально отвечающие за спонсорскую деятельность и т.д.

Если создавать идеальную модель PR-службы в крупной коммерческой структуре, то обычно эту службу курирует один из представителей высшего менеджмента -- вице-президент фирмы, заместитель генерального директора и т.п. В PR-службе выделяются подразделения, занимающиеся следующими вопросами:

-- заказ маркетинговых, социологических, политологических и прочих исследований, их анализ и синтез, разработка программ по формированию общественного мнения или изменения его в пользу фирмы, организация тендеров и выбор специализированных PR-агентств для возможной совместной работы;

-- создание корпоративных связей с общественностью, формирование имиджа фирмы среди широких слоев населения, коммуникации с лидерами, создающими общественное мнение, официальными политиками, лоббистами, деятелями культуры, учеными и пр.;

-- взаимодействие со СМИ, организация пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, статей, радио- и телепередач, брошюр, каталогов, бюллетеней, отчетов о коммерческой и общественной деятельности фирмы, включая спонсорство, благотворительность, пожертвования;

-- организация презентаций фирмы и производимых ею товаров и услуг, семинаров, экскурсий на фирму, юбилеев и других торжеств;

-- внутрифирменные PR: оптимизация кадровой политики фирмы, создание системы внутрифирменного статуса, поддержка программ по работе с молодыми сотрудниками, ветеранами, пенсионерами, представителями разных национальностей и конфессий, участие в разработке и проведении акций социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера, планирование и осуществление мероприятий на период нерабочего времени сотрудников фирмы.

Имидж лидеров политики и бизнеса -- гораздо более серьезный вопрос, чем это представляется на первый взгляд.

Реально это отражение внимания к своим избирателям, своей аудитории, своим клиентам. Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям, не может рассчитывать на долгую карьеру ни в политике, ни в бизнесе.

Западный опыт говорит: чем выше место, на которое претендует фирма, тем более значимыми должны быть ее позиции в массовой коммуникации. Ведь большую часть своих знаний мы получаем путем коммуникации, а не через непосредственный опыт.

Таким образом, имидж человека или организации формируется как бы по двум основным направлениям. С одной стороны, это будет соответствие требованиям канала массовой коммуникации.

В русле этого направления -- манера одеваться, говорить, стрижка, взгляд, поза, жесты, мимика. Все это даст 69% информации, которая не продублируется в словах. Именно исходя из этих сведений, человек делает свои основные выводы, поскольку известно, что оценка собеседника формируется уже в первые пятнадцать секунд.

Второе направление в формировании имиджа -- это те характеристики, которые аудитория считает важными: доверие, авторитет, профессионализм. В каждом отдельном случае эти характеристики могут различаться, но при этом значительный их объем будет совпадать. Меняя облик Гельмута Коля, специалисты по ПР успокоились только тогда, когда социологические опросы показали: теперь немцы считают, что у Коля можно купить подержанную машину. А это для Германии высший уровень доверия!

Именно за веру к себе борется западный политик. К этому же должен стремиться и бизнесмен. Вспомним, какой вес когда-то имело купеческое слово в торговой среде. В рамках западного контекста есть четкая максима: честным быть выгодно. Рано или поздно обман раскрывается, и фирма понесет куда большие убытки, чем тот временный выигрыш, который она получила.

Та или иная марка продукта (бренд) выступает в роли символа всей организации с соответствующими требованиями к нему.

Бренд в этом плане мы можем трактовать как коммуникативное сообщение (кстати, с определенными ограничениями в этом плане мы можем рассматривать и сам товар в качестве коммуникативного сообщения, но материального плана). Мы реагируем на надпись йогурт или кефир только на первом этапе, потом нас интересует соответствие "слова и дела".

Имидж конкретного бизнесмена становится конкретной экономической ценностью. Так, в статье, посвященной распаду структур Довганя, все же делается вывод, что его раскрученное лицо все равно стоит 10-15 миллионов долларов. Те же слова можно сказать об имидже бизнес-структуры. Журнал "Эксперт" (2008, № 16) привел ряд рейтингов компаний. Сама формулировка каждой этой группы отражает составляющую репутации компании. Приведем название рейтинга вместе с той структурой, которая попала на первое место.

Способность снискать в деловом сообществе поддержку в нестабильной ситуации

Московские

железные дороги

Привлекательность компании как место работы для специалиста

РАО "Газпром"

Обладание четко распознаваемым имиджем

Кондитерская фабрика

"Красный Октябрь"

Наличие в компании высококвалифицированного руководства

Кондитерская фабрика

"Красный Октябрь"

Умение задавать тон, быть лидером в своей отрасли

Ликероводочный завод "Кристалл"

Успех в завоевании российского рынка

Кондитерская фабрика

"Красный Октябрь"

Привлекательность для инвестиций

РАО "Газпром"

Успех в завоевании зарубежного рынка

РАО "Газпром"

Если репутация складывается из данных составляющих, то симпатии, как считают авторы журнала вещь эмоциональная, вкусовая. Рейтинг симпатий от 1 (очень неблагоприятное мнение о компании) до 5 (очень благоприятное) получил следующий вид:

Двадцать наиболее симпатичных компаний

Пивзавод Балтика"

4,42

Ликероводочный завод "Кристалл"

4.40

Кондитерская фабрика "Красный Октябрь"

4,34

Гостиница "Кемпински Балчуг"

4,09

Лианозовский молочный комбинат

4.06

Кондитерская фабрика им. Бабаева

4,02

РАО "Газпром"

3,96

Кондитерская фабрика "Рот Фронт"

3,94

Инкомбанк

3,91

Пивзавод "Тверь"

3.91

"Московская сотовая связь"

3,88

НК "Лукойл"

3,86

Гостиница "Рэдиссон Славянская"

3,84

"Менатеп"

3,83

Гостиница "Метрополь"

3,83

"Мобильные телесистемы"

3,83

Очаковский пивзавод

3,83

Сбербанк РФ

3,82

Черкизовский мясоперерабатывающнй комбинат

3.81

Гостиница "Савой"

3,75

Понятна приоритетность в этом списке производителей "вкусных товаров". Однако в нем свое место заняли и банки.