logo
Анализ деятельности торгового предприятия ПО "Коломенский райпотребсоюз"

Тема 5. Освоение навыков продажи товаров

В магазине, где я проходила ознакомительную практику процесс продажи складывается из следующих операций:

? Встреча покупателя и выявление спроса.

Эта операция является начальным элементом процесса продажи. Его задача - выявить намерения покупателей в отношении модели, фасона, качества, цены и других признаков товара.

?Предложение и показ товаров.

Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.

?Помощь в выборе товаров и консультация.

В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей.

Технические операции, выполняемые в процессе отпуска непродовольственных товаров, включают отмеривание, отчет и упаковку товаров.

? Оплата стоимости товаров, упаковка и выдача товаров.

Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и может осуществляться в расчетном узле, где покупатель предъявляет товары контролеру-кассиру, самостоятельно отобранные в зале самообслуживания.

Особенность отпуска технически сложных товаров, имеющих гарантийный срок службы, заключается в том, что продавцы делают отметки в заводском паспорте (проставляют дату продажи, свою подпись и штамп магазина), проверяют наличие инструкций по эксплуатации, оформляют товарный чек, один экземпляр которого выдают покупателю.

Большое значение имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, массы.

Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:

?для выкладки товаров необходимо использовать все свободные места в торговом зале;

?товары, имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;

?сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;

?крупногабаритные товары следует располагать недалеко от выхода;

?новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, нужно выкладывать на видных местах;

?непродовольственные товары целесообразно располагать по микрокомплексам;

?товары пониженного спроса целесообразно располагать с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.