logo
Анализ деятельности торгового предприятия ПО "Коломенский райпотребсоюз"

Тема 3. Освоение навыков подготовки товаров к продаже и рабочего места к работе

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т.е. группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.

Швейные изделия, готовя к продаже, подбирают по размерам и ростам, устраняют в них мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильными досками.

Шерстяные и шелковые ткани перед подачей в торговый зал перемеривают и накатывают на специальные дощечки, на торцах которых указывают артикул, сорт и цену ткани [2].

Некоторые мелкие изделия металлической галантереи предварительно фасуют в пакетики по 10, 15 и 20 шт. Ленты, кружева, тесьму наматывают на фанерные или картонные планшетки.

При подготовке к продаже парфюмерно-косметических товаров особенно тщательно проверяют качество упаковки.

Перед подачей в торговый зал фото-, кино - и проекционных аппаратов следует проверить их исправность. Музыкальные товары необходимо привести в рабочее состояние.

Велосипеды и мотоциклы очищают от смазки, собирают, комплектуют и проверяют работу их основных механизмов.

Предреализационная подготовка товаров к продаже должна включать в себя следующие операции:

?проверка наименования. Подразумевает проверку ассортимента предлагаемых к продаже товаров продавцом, в соответствии с профилем и специализацией деятельности;

?для проверки покупателем правильнoсти цены, меры и весa товара в торговом зале на доступном месте должно быть установленo соответствующее измерительное оборудованиe. Цены товаров, реализуeмых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами дoпускается предоставление льгот для отдельных категорий покупaтелей;

?продавец oбязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые тoвары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу тoвара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты oформления ценника;

?продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и упаковке, в определенном набoре (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями. Требования к качеству, тaре и упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товaра устанавливаются законодательством Российской Федерации:

?тoвары до их подачи в торговый зал должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров, наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров;

?в случае предпродажного фасoвания и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

Придя на рабочее место продавец обязан подготовить его к работе.

Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов и оснащенная специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров.

В магазинах самообслуживания и торгующих по образцам у продавца нет четко обозначенных границ рабочего места, как в магазинах, применяющих индивидуальную форму обслуживания.

На рабочем месте осуществляются показ, выбор, консультация, расчет и упаковка (при продаже товаров с открытой выкладкой), а также оказание различных услуг покупателям.

Организация рабочего места продавца должна обеспечивать наиболее полное использование площади торгового зала, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной расстановки.

Важнейшими элементами организации рабочего места продавца являются размещение и выкладка товаров, от которых зависят уровень обслуживания покупателей, эффективность труда продавцов.

Под размещением товаров понимают систему расположения их на отдельных участках рабочего места по отличительным ассортиментным признакам (видам, группам, артикулам, размерам, фасонам, сортам).

Товары размещают по товарно-отраслевому принципу, когда в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных контингентов покупателей.

За каждым товаром следует закреплять постоянное место, покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы.

Оформление покупки:

?при продаже товаров в присутствии покупателя освободите товар от фабричной упаковки. Проверьте отсутствие дефектов внешнего вида, комплектацию изделия, наличие крепёжных элементов;

?выпишите при необходимости гарантийный талон на изделие. В гарантийном талоне в поле отсутствия претензий к внешнему виду и к комплектации изделий попросите покупателя поставить свою подпись;

?упакуйте товар вместе с инструкцией по эксплуатации и по уходу и гарантийным талоном с подписью покупателя.

Образец последовательности действий продавца при упаковке товара:

?снимите аларм;

?сложите купленные вещи по образцу;

?спросите: нужна ли подарочная упаковка;

?если подарочная упаковка нужна, упакуйте товар в подарочную упаковку по образцу;

?если подарочная упаковка не нужна, упакуйте товар в обычную фирменную упаковку.